Кинопробы космической экспансии. Многоликий Марс (2006) (2012 редакция)

Ответить на тему
 
Автор Сообщение

Гость ®

Пол: Не указан

Создавать темы 31-Окт-2012 21:28

[Цитировать]

Антон ПЕРВУШИН
Предлагаем вашему вниманию третий обзор из серии "Кинопробы космической экспансии".
На этот раз речь пойдет о самой любимой фантастами планете Солнечной системы.
На протяжении последних полутора сотен лет представление прогрессивной части человечества о Марсе менялось много раз.
В середине XIX века большая часть образованных людей полагала, что если Марс не населен духами умерших людей или злобными элементалями, как говорят некоторые священники, то уж точно там живут такие же человекоподобные существа, как мы с вами, испытывают те же трудности, страдают от тех же страстей.
Однако в октябре 1877 года миланский астроном Джованни Скиапарелли открыл так называемые марсианские "каналы" - сеть тонких прямых линий, покрывавших всю поверхность красной планеты. Это был оптический обман, но почти на целое столетие гипотеза о том, что на Марсе существует высокоразвитая цивилизация, построившая глобальную ирригационную сеть, владела умами, давая хороший повод для дальнейших рассуждений и обобщений.
В те времена считалось, что Марс намного старше Земли, а потому в марсианах хотели видеть персонажей будущего, опередивших нас в развитии: эти существа уже преодолели национальную рознь, поднялись на высочайший культурный уровень и создали настоящий рай. У гуманитариев и революционеров возник непреодолимый соблазн использовать Марс как символ утопии - разумеется, каждый из авторов, бравшихся писать о народах красной планеты, предлагал читателям свое представление о "светлом будущем". Появились рассказы на эту тему, романы и целые эпопеи. А с во-
царением кинематографа - и фильмы.
Цивилизации Марса
Первый известный фильм о красной планете был на самом деле фильмом о полете на Луну. Под названием "Путешествие на Марс" американские кинопираты крутили в начале ХХ века незабвенную ленту Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну" (1902).
В 1910 году фильм Мельеса купила кинокомпания Эдисона и, слегка перемонтировав его, вновь запустила в прокат под тем же самым названием - "Путешествие на Марс".
Настоящий фильм о полете на Марс, "Небесный корабль", сняли не американцы, а датчане - в 1917 году. Режиссер Форест Холгер-Мадсен решил осчастливить человечество своим видением настоящей утопии. Немой полуторачасовой (!) фильм демонстрировал все перипетии космического полета на корабле, построенном профессором Планитариусом и управляемом гордым капитаном Аванти. Преодолев за несколько месяцев межпланетное пространство, земляне высадились на Марс и повстречали там дружелюбную цивилизацию, давно отказавшуюся от мясоедения и вредных привычек. Дочь местного вождя согласилась вернуться с межпланетчиками на Землю, чтобы принести людям слово любви и мира.
Через три года в той же Дании тоже купили ленту Мельеса о путешествии на Марс (то есть на Луну), досняли несколько эпизодов и получили новую картину под старым названием, посвященную рассказу о межпланетном полете безумного профессора, встретившего на Марсе говорящие деревья и расу гигантов.
Параллельно с датчанами свой вариант марсианской утопии представили итальянцы. В фильме "Путешествие на Марс" (фантазия у киношников не ахти) показана марсианская община, члены которой ходят в белом, не работают и вообще живут в полное удовольствие. Но и здесь нашлась принцесса, согласившаяся покинуть родовое гнездо для того, чтобы принести людям Земли знание об идеальном устройстве общества.
В 1921 году к освоению Марса наконец-то подключились американцы. Первый оригинальный фильм на эту тему "Корабль, отправленный к Марсу" снял Раймонд Гриффич: сюжет, правда, был уже совсем неоригинален и сводился к демонстрации подготовки и осуществления межпланетного полета.
Однако самый яркий и заметный фантастический фильм той эпохи сняли в Советской России. Картина "Аэлита", созданная в 1924 году режиссером Яковым Протазановым по мотивам романа Алексея Толстого, стала настоящим событием в киноискусстве. Известно, впрочем, что сам Толстой недолюбливал эту экранизацию. Скорее всего, за то, что в ней искажена одна из главных идей: если в романе полет советского космического корабля на Марс из разрушенной войной России символизирует прорыв в сферу новых возможностей, которые открывает перед людьми коммунистическая революция, то в фильме этот полет происходит в воспаленном воображении запутавшегося в бытовых проблемах инженера Лося. Освободившись из плена иллюзий, Лось сжигает чертежи межпланетной ракеты. Зрители расходятся в недоумении: при чем здесь Марс и Аэлита?..
Все-таки тема покорения Марса в 1920-е годы была не слишком актуальна. На Земле, на одной шестой части суши разворачивался куда более грандиозный социальный эксперимент по строительству утопии, чем могли себе представить фантасты XIX века. Поэтому, после "Аэлиты" можно назвать только одну значительную киноленту довоенного периода, посвященную Марсу. Это американская киносага о супергерое комиксов Флэше Гордоне, спасающем мир от всяческих злодеев. В 1938 году вышла очередная часть саги - пятнадцатисерийный фильм "Путешествие Флэша Гордона на Марс" (другое название - "Флэш Гордон: Марс атакует Землю"). Сюжет этой части вполне соответствует духу комикса - то есть лишен малейших признаков достоверности. Император Минг Безжалостный задумал уничтожить атмосферу Земли, используя с этой целью особую установку, построенную на Марсе под руководством коварной королевы Азуры. Флэш Гордон и его
команда отправляются на Марс, чтобы разрушить зловещие планы, и, разумеется, вполне успешно справляются с этим делом. Несмотря на деревянные декорации и отвратительную игру актеров (роль Флэша Гордона, кстати, исполнял олимпийский чемпион пловец Бастер Крэбб), сериал пользовался популярностью у подростков и коммерчески оказался весьма успешен. В 1966 году американские телевизионщики попытались реанимировать "Флэша Гордона", выпустив минисериал "Смертельный луч с Марса", но, похоже, время этого супергероя ушло, и римейк не собрал достаточной аудитории.
Варвары Марса
Перед второй мировой войной астрономы при помощи новейших приборов сделали очень неприятное открытие: Марс оказался совсем не похож на Землю - выяснилось, что это очень сухая, холодная планета с крайне разряженной атмосферой. Тем не менее считалось, что жизнь на красной планете все-таки возможна, хотя вряд ли эта жизнь смогла породить высокоразвитую цивилизацию.
Новый образ Марса был немедленно обыгран в научной фантастике. К концу 1940-х годов за осмысление этого образа взялся американский кинематограф.
Фильм "Ракетный корабль Икс-М", во многом предопределивший черты грядущего "космического" бума в кинематографе, появился в 1950 году. Творение Курта Нойманна сегодня вызывает смех, но по тем временам это был настоящий шедевр. Неудивительно, что его кассовые сборы превзошли другую картину из той же "оперы" - концептуальный фильм "Место назначения - Луна" (1950).
В центре сюжета - космический полет. Но не на Марс, а на Луну. Однако в результате ошибки в расчетах и поломки ракетный корабль "Икс-М" улетает далеко в космос и падает на красную планету. Там астронавты находят руины цивилизации, погибшей в результате атомной войны и действий агрессивных дикарей, которые при встрече тут же убивают двух членов экипажа. Оставшиеся трое стартуют с Марса и пытаются вернуться на Землю, но у них заканчивается топливо, и корабль разбивается при посадке. Помимо стильных костюмов и декораций, черно-белый фильм привлекал и оригинальной находкой: сцены на Марсе были отсняты в красных тонах, на специальную пленку, что создавало особую атмосферу проникновения в чуждый землянам мир (этим трюком режиссеры, снимающие фильмы о красной планете, пользуются до сих пор).
"Ракетный корабль Икс-М" обрел множество поклонников, его периодически показывали по телевидению, а в 1970-е некоторые эпизоды были даже досняты с использованием новейших визуальных эффектов.
Следующая кинолента на ставшую популярной тему не заставила себя ждать. В 1951 году на экраны США вышел фильм Лесли Селандера "Полет на Марс". На этот раз в путешествие отправляется атомный ракетоплан, построенный военными по заказу ученых. Там земляне встречают марсиан, обитающих в подземном городе. Оказалось, "братья по разуму" исчерпали ресурсы своей планеты, их цивилизация - на грани вымирания. Последняя надежда - вторжение на Землю, для чего необходимо захватить атомный ракетоплан. Однако прекрасная марсианка Элита, влюбленная в командира экспедиции Джима Бекера, предупреждает землян, и те спешно эвакуируются.
Несмотря на то, что "Полет на Марс" был целиком снят в цвете, он уже казался вторичным по отношению к "Ракетному кораблю Икс-М" (некоторые эпизоды прямо позаимствованы из более раннего фильма) и не вызвал большого интереса у зрителей.
"Космический" бум в кинематографе породил целую волну низкопробных поделок. Среди них и комедия "Абботт и Костелло отправляются на Марс", выпущенная Чарли Лемонтом в 1953 году. Два комика-"идиота" Лестер и Орвилл (соответственно, Абботт и Костелло) летят на Марс, но попадают на карнавал в Новом Орлеане, а оттуда - на Венеру, где царствуют прекрасные амазонки. Фильм имеет довольно отдаленное отношение к научной фантастике, как, впрочем, и к юмору: западные кинокритики отмечают, что "Абботт и Костелло..." - лишь один из множества фильмов того времени, снятый на тему мужских эротических фантазий, ничего нового в нем нет.
Свое слово о Марсе решил сказать и Байрон Хаскин, прославившийся первой американской кинопостановкой "Войны миров" (1953). В 1955 году он выпустил ленту "Завоевание космоса", к созданию которой привлекли специалистов по космонавтике. Поскольку космические технологии, показанные в фильме, были позаимствованы из "Марсианского проекта" Вернера фон Брауна, одним из консультантов выступал Вилли Лей - ракетчик, популяризатор и фантаст, плотно работавший с этим немецким конструктором. Картина посвящена не только полету на Марс, но, в основном, рассказу о грядущем покорении космического пространства: строительство орбитальной станции, высадка на Луну и так далее. К Марсу решают лететь совершенно неожиданно: зная о грядущем Великом противостоянии Марса, генерал Самуэль Т.Меррит принимает решение об осуществлении "быстрой" экспедиции на Марс. Однако сам по дороге сходит с ума, слышит "голос Бога", запрещающий высадку, и всячески вредит кораблю и экипажу...
В 1959 году Эйб Мельхиор снял фильм "Злая красная планета", совместив тему марсианских чудовищ с темой полета на Марс, ведь до этого чудовища сами прилетали на Землю. Из космоса возвращается корабль, с которым была утрачена связь. Оказывается, на красной планете земляне столкнулись с ужасающим монстром - помесью летучей мыши и гигантского крабопаука. Монстр едва не уничтожил весь экипаж корабля, а встреченный гуманоидный марсианин дал бесплатный совет: "Земляне, оставайтесь дома!".
Спутники Марса
Запуск первого искусственного спутника и уверенное лидирование СССР в области космических технологий возродили в Советском Союзе интерес к космической фантастике. В результате появилось два этапных фильма - "Небо зовет" (1959) и "Мечте навстречу" (1963).
Первый из них, созданный Александром Козырем и Михаилом Карюковым, повествует о "космической гонке" между двумя кораблями: советским и американским. Американцы стремятся первыми высадиться на Марс, но из-за своей поспешности терпят катастрофу и падают на Солнце. Тогда и советскому кораблю приходится изменить курс, чтобы спасти американцев от неминуемой гибели. В конце концов никто на Марс не попадает, а уже всем вместе приходится искать убежище на астероиде Икар.
Второй фильм снял тот же Михаил Карюков при участии Отара Коберидзе. На этот раз Марс становится местом встречи двух цивилизаций - землян и обитателей планеты Центурия. Корабль центуриан терпит крушение, а его экипаж спасается на Фобосе, где их и находят советские космонавты. Кстати, именно в этом фильме впервые прозвучала песня Евгения Долматовского с историческим рефреном: "И на Марсе будут яблони цвести!".
Фильмы удивительно хорошо сняты для своего времени: без идеологической истерии и сюсюканья. А уровень спецэффектов был по достоинству оценен в стане конкурентов: обе ленты закупили для проката западные компании, а фильм "Небо зовет" даже стал предметом "творческого осмысления" режиссером Френсисом Фордом Копполой, выпустившим в 1963 году свою версию "марсианской гонки" под названием "Битва над Солнцем". Переозвучив оригинальные эпизоды и превратив по привычке русских в американцев, Коппола решил украсить фильм своим изобретением: заменил Икар на Ангкор (спутник Марса! - первый раз слышу о таком спутнике), а на Ангкоре поселил страшных чудовищ, которые начали астронавтов хватать и поедать. Ну не могут американцы летать в космос, если там нет монстров!
Вообще Голливуд в тот период плотно взялся за освоение марсианской темы, однако представления режиссеров о красной планете заметно отличались от данных астрономических наблюдений. В 1964 году появилось сразу три фильма. "Робинзон Крузо на Марсе" (режиссер - Байрон Хаскин) повествовал о злоключениях космического "робинзона" - астронавта, потерпевшего катастрофу на Марсе. "Санта Клаус завоевывает марсиан" (режиссер - Николас Вебстер) рассказывал о том, как похищенный зелеными марсианами американский Дед Мороз вправляет инопланетянам мозги, объяснив, в чем прелесть Рождества. Фильм "Невидимый враг" (снова Байрон Хаскин) развивал тему марсианских чудовищ, поедающих неосторожных астронавтов.
В 1965 году вышел фильм "Волшебник Марса" Дэвида Хэвитта. Вновь - крушение на Марсе, загадочные руины, древние каналы и коварные монстры.
В 1966 году зритель мог насладиться двумя кинолентами: "Предвестники бури" (Дэвид Лейн) и "Планета крови" ("Королева крови", Куртис Харрингтон).
Первый фильм представлял собой довольно необычный эксперимент - это полнометражный кукольный фильм, посвященный подробному рассказу о строительстве космического корабля "Зеро-Икс" и о полете к красной планете. Хотя этот роскошный мультик снимали не американцы, а британцы, без чудовищ не обошлось - на Марсе отважных астронавтов встретили огромные змеи.
Второй фильм интересен тем, что в нем использованы некоторые сюжетные ходы и даже отдельные фрагменты из советской картины "Мечте навстречу", но вместо добродушных центурианцев на Марс прилетает человекоподобная "королева роя", питающаяся кровью. Кстати, Харрингтон уже не в первый раз перерабатывал советские фильмы - за год до "Планеты крови" он выпустил поделку "Путешествие на доисторическую планету" на основе "Планеты бурь" Павла Клушанцева (1961).
Пески Марса
Разочаровывающие открытия межпланетных автоматических станций, доказавших, что Марс представляет собой вымороженную безжизненную планету, привели к кризису не только в космической отрасли, но и в фантастике. Потерялась большая и красивая цель.
В начале 1970-х зазвучали совсем другие нотки. Уже в "Астронавте" режиссера Роберта Левиса (1972) поднята тема фальсификации - американский астронавт погибает при высадке на Марс, однако, чтобы зафиксировать приоритет в освоении космоса, американское правительство идет на подлог: по секретному заказу телевизионщики снимают в павильоне высадку на Марс, выдавая подделку за документальные кадры, а вместо настоящего межпланетного путешественника в семью возвращается двойник.
Тему развил Питер Хеймс в фильме "Козерог-1" (1978). Здесь предложен более жестокий вариант: сфальсифицирован весь полет от начала до конца, а когда корабль разбивается при возвращении на Землю, астронавты, исправно игравшие свою роль в постановке, понимают, что обречены, и совершают побег.
В этих фильмах выражена обида на космонавтику, которая обманула, поманив к Марсу, но подсунула вместо живой планеты скучный мертвый шарик. К счастью, те же самые научно-исследовательские станции вернули надежду: на Марсе были обнаружены русла высохших рек, а более поздние исследования показали, что там может существовать примитивная жизнь.
В 1990-е годы мы увидели новый Марс: теперь эта планета целиком и полностью принадлежит землянам, и они в меру сил изучают и осваивают ее. Такие фильмы, как "Красная планета" по романам Роберта Хайнлайна (1994), "Космос 2063" (1995), "Проект "Сибирь" (1995), "Четвертая планета" (1995), "МАРС 2056" (1996), "Специальный репортаж: Журналист на Марсе" (1996), "Человек-ракета" (1997), "Чужой груз" (1999), "Побег с Марса" (1999), "Миссия на Марс" (2000), "Марсианская одиссея" (2002), закрепили это представление в сознании кинозрителя и любителя фантастики. Теперь все знают, что на красной планете нет никаких каналов, нет морей и атмосферы. Теперь Марс - это ржавый шар, пересеченный наискось долиной Маринеров. Но даже такой Марс остается вызовом человечеству. Только покорив его, мы откроем дорогу к звездам.
Зеленые холмы Марса
Еще в 1980-е ученые заговорили о том, что Марс может быть терраформирован, то есть превращен во вторую Землю. И действительно, красная планета содержит значительные запасы воды в состоянии льда и кислорода в виде окислов. Если растопить полярные шапки Марса и каким-то образом (например, с помощью генетически-модифицированных бактерий) освободить кислород, красная планета за два-три века может стать зеленой. И тогда появится реальная возможность для ее заселения.
Фантастам понравилась тема терраформирования - она открывала новые перспективы.
Уже в 1990 году вышел великолепный фильм Пола Верхувена "Вспомнить всё" по классическому рассказу Филипа К.Дика "Продажа воспоминаний по оптовым ценам" (1966). Горняк Дуглас Куэйд в исполнении Арнольда Шварценеггера не только отправляется на ржавый Марс, чтобы вернуть свое прошлое, но и с помощью инопланетной установки терраформирует красную планету в рекордные сроки - за пять минут зрительского времени!
Терраформированный в той или иной степени Марс фигурирует в анимэ-сериалах, посвященных конфликтам будущего: "Эрмитаже III" (1994), "Большая война" (1997) и "Ковбой Бебоп" (1998). А в пародийной "Футураме" (1999) Марс вообще напоминает огромную техасскую ферму, к тому же здесь построен университет для людей и роботов.
Однако терраформирование Марса может быть сопряжено с трудностями и опасностями. Серьезные проблемы встают перед землянами в фильме Энтони Хоффмана "Красная планета" (2000) - процесс идет в разрез с планами, а промедление грозит вымиранием человечества.
К жутким результатам приводит преобразование красной планеты в фильме Джона Карпентера "Призраки Марса" (2001) - на волю вырываются духи древних марсиан, уничтожающие всё живое.
Колонизация Марса в фильме "Дум" (2005), снятом Анджеем Бартковяком по одноименной компьютерной игре, тоже приводит к печальным последствиям: красная планета превращается в настоящий ад, населенный ходячими мертвецами и жуткими монстрами.
Поистине тема Марса неисчерпаема! И прежде всего потому, что разговор о красной планете - это разговор о нас с вами: о наших мечтах, о наших проблемах, о наших страхах.
Луна, Венера, Марс - лишь образы. Пока лишь образы. Главное для человека всегда остается на Земле. Не забыть бы вернуться...
Антон ПЕРВУШИН
Марсианская фильмография:
1903 год - "Путешествие на Марс" ("A Trip to Mars", США)
1910 год - "Путешествие на Марс" ("A Trip to Mars", США)

1917 год - "Небесный корабль" ("Himmelskibet", Дания)
1920 год - "Путешествие на Марс" ("A Trip to Mars", Дания)
1920 год - "Путешествие на Марс" ("A Trip to Mars", Италия)
1921 год - "Корабль, отправленный к Марсу" ("The Ship That Was Sent off to Mars", США)

1924 год - "Аэлита" (СССР)
1930 год - Просто представьте - Just Imagine
1938 год - "Флэш Гордон: Марс атакует Землю" ("Flash Gordon: Mars Attacks the World", США) сериал
1950 год - "Ракетный корабль Икс-М" ("Rocketship X-M", США)
1951 год - "Полет на Марс" ("Flight to Mars", США)
1952 год - Красная планета Марс / Red Planet Mars
1953 год - "Абботт и Костелло отправляются на Марс" ("Abbott and Costello Go to Mars", США)
1955 год - "Завоевание космоса" ("Conquest of Space", США)
1956 год - "Los platillos voladores" (Мексика)
1956 год - Мир без конца::World Without End
1957 год - "Полет на Марс" ("Die Fahrt zum Mars", ФРГ)
1957 год - "Марс и дальше" ("Mars and Beyond", м/ф, США)
1959 год - "Злая красная планета" ("The Angry Red Planet", США)
1959 год - "Небо зовет" (СССР)
1960 год - "Космонавты" ("Space men", Италия)
1962 год - "Космический патруль" ("Space Patrol", США)сериал
1963 год - "Мечте навстречу" (СССР)
1963 год - "Битва над Солнцем" ("Battle Beyond the Sun", США)
1964 год - "Робинзон Крузо на Марсе" ("Robsinson Crusoe on Mars", США)
1964 год - "Санта Клаус завоевывает марсиан" ("Santa Claus Conquers the Martians", США)
1964 год - "Невидимый враг" ("Invisible Enemy", США) серия сериала Outer Limits
1965 год - "Волшебник Марса" ("The Wizard of Mars", США)
1966 год - "Кровавая королева" ("Queen of Blood", США)
1966 год - Во власти смертельного тумана - I diafanoidi vengono da Marte
1967 год - Гигантский монстр Гирара - Uchu daikaiju Girara
1967 год - Санто: Серебрянная Маска против Марсианских Захватчиков / Santo el Enmascarado de Plata vs La invasion de los marcianos (Мексика)
1967 год - На Марсе нужны женщины - Mars Needs Women
1968 год - "Марс" (СССР)
1968 год - "Миссия - Марс" ("Mission Mars", США)
1972 год - "Астронавт" ("The Astronaut", США)
1978 год - "Козерог-1" ("Capricorn One", США)
1980 год - "Марсианские хроники" ("The Martian Chronicles", США)
1980 год - "Аэлита" (Aelita, Венгрия)
1976 год - "Марсианский человек" ("Mars Men", Тайвань)
1985 год - "Убийство в космосе" ("Meurtres dans l-espace", США-Канада)
1986 год - "Звездный кристалл" ("Star Crystal", США)
1990 год - "Вспомнить всё" ("Total Recall", США)
1995 год - "Четвертая планета" (Россия)
1996 год - "МАРС 2056" ("MARS 2056", США)
1996 год - "Специальный репортаж: Журналист на Марсе" ("Special Report: Journey to Mars", США)
1997 год - "Человек-ракета" ("RocketMan", США)
1998 год - "Особь 2" ("Species II", США)
1999 год - "Чужой груз" ("Alien Cargo", Австралия)
1999 год - "Побег с Марса" ("Escape from Mars", США-Канада)
1999 год - "Вспомнить всё, 2070 год" ("Total Recall 2070", США) сериал
2000 год - "Миссия на Марс" ("Mission to Mars", США)
2000 год - "Красная планета" ("Red Planet", США)
2001 год - "Призраки Марса" ("Ghosts of Mars", США)
2002 год - "Марсианская одиссея" ("Stranded", Испания)
2002 год - "Последний на Марсе" ("Lost on Mars", США)
2002 год - "Проект "Гадюка" ("Project Viper", США)
2004 год - "Империя угрозы" ("Empire of Danger", США)
2005 год - "Дум" ("Doom", США)
2005 год - "На Марс!" ("Go Mars!", Тайвань)
2005 год - Звездный отряд: Война на Марсе / Crimson Force
2012 год - Марс и Апрель (Mars et Avril, Канада)
2013 год - Последние дни на Марсе (Last Days on Mars, США)
 
Показать сообщения:    
Ответить на тему

Текущее время: 21-Сен 21:54

Часовой пояс: UTC + 3:30



Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям
Вы не можете скачивать файлы