Кинопробы космической экспансии. Планета динозавров (2006)

Reply to topic
 
Author Message

Guest ®

Gender: Unknown

Post 31-Oct-2012 20:56

[Quote]

Антон ПЕРВУШИН
(Второй обзор из серии «Кинопробы космической экспансии»)
Звезда утренняя.
Планете Венере не повезло. Она всегда была в «тени» Марса. Даже несмотря на то, что она ближе к Земле, ярче, и ее проще наблюдать на небе.
Команда советского космического корабля «Космократор I» («Безмолвная звезда», 1959)
Своим красноватым светом Марс привлекал внимание, вызывая безотчетную тревогу и мысли о крови, охоте, войне. Венера проигрывала, оставаясь еще одной белой звездой на небосклоне.
Открытие в 1761 году Михаилом Ломоносовым венерианской атмосферы не изменило в чем-то принципиальное отношение к ней. Ученые и ранее подозревали, что планеты Солнечной системы во многом схожи с Землей, а значит, скорее всего, на них имеются воздух, вода и условия, подходящие для зарождения и развития жизни. Венера не казалось особенной — ученых в те времена больше волновал вопрос существования жизни... на Луне.
Астронавты «Космократора» на Венере («Безмолвная звезда», 1959)
К середине XIX века сложился новый стереотип. Именно тогда общепринятой научной теорией, описывающей возникновение и формирование Солнечной системы, стала теория Канта-Лапласа.
В очерке «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) знаменитый немецкий философ Иммануил Кант предположил, что до образования планет и Солнца существовала огромная туманность. Она обязательно должна была вращаться, чтобы из нее могло возникнуть большое центральное тело и малые планеты. Кант, правда, не сумел внятно объяснить причину вращения этой первичной туманности и высказал гипотезу, что сначала туманность была совершенно неподвижной, а движение ее возникло из местных «локальных» вращений.
Через сорок лет после выхода в свет очерка Канта великий французский математик Пьер Лаплас высказал гипотезу о том, что первичная туманность вращалась с самого начала и была изначально горячей. По мере охлаждения она сжималась, а скорость ее вращения росла. С увеличением скорости вращения возрастали центробежные силы, что привело к удалению части туманности от центрального тела к периферии и к ее расслоению на кольца. Из этих колец впоследствии образовались планеты и спутники.
Советский космонавт на Венере («Планета бурь», 1961)
Эта схема хорошо объясняла, почему планеты Солнечной планеты лежат в плоскости эклиптики и движутся в одном направлении. Кроме того, теория Канта-Лапласа позволяла определить сравнительный возраст планет. Считалось, что более удаленные от Солнца планеты имеют более почтенный возраст, поскольку за счет центробежной силы удалились и сформировались раньше тех, которые сегодня находятся ближе к Солнцу.
Венерианский динозавр («Планета бурь», 1961)
Таким образом, если брать современную Землю за точку отсчета, то Венера должна быть горячим молодым миром, планетой хвощей и динозавров, а Марс — холодным высушенным старым миром, обиталищем древних и мудрых существ, в которых когда-нибудь превратимся и мы, люди.
Тут следует заметить, что великие ученые прошлого ошибались. Если сама идея о формировании Солнечной системы из туманности (сегодня ее называют «протопланетным облаком» или «протооблаком») была в общем верна, то с определением возраста планет вышла неувязка. С помощью методики радиоактивного датирования удалось определить возраст Земли — он составляет 4,6 миллиарда лет. А Венера и Марс являются сверстниками нашей планеты или чуть моложе ее, поскольку считается, что мелкие планеты остывают несколько позже крупных.
Но в XVIII и XIX веках не было методики радиоактивной датировки. Как не было и орбитальных телескопов, позволяющих разглядеть протопланетные облака, формирующиеся у молодых звезд. Поэтому теория Канта-Лапласа нашла множество поклонников и даже «косвенное подтверждение» в виде открытия марсианских «каналов», которые, понятное дело, могла построить только высокоразвитая цивилизация, намного опередившую земную.
Страна багровых туч
Фантастам всегда интереснее писать о будущем, нежели о прошлом. А потому в период расцвета приключенческой и научной фантастики они почти всегда отдавали предпочтение Марсу. Сегодня романы о полете землян на Венеру можно пересчитать по пальцам.
Космический корабль «Сириус» на Венере («Планета бурь», 1961)
Только те из авторов, кто не боялся дать волю своему воображению, обращали взгляды к утренней звезде. Дело в том, что астрономы довольно быстро установили: Венера окружена плотным и практически непроницаемым облачным покровом — то есть на ее поверхности может происходить всё, что угодно. А поскольку воображению рисовался юный и горячий мир, то можно было отпустить тормоза и описать во всей красе буйство инопланетной жизни в ее извечной борьбе за место под солнцем. И, примечательный факт, исторически так сложилась, что венерианская тема наибольшее развитие получила именно в советской фантастике. До революции в России вышел литературно слабый, но очень энергичный для своего времени роман «Острова эфирного океана» (1914), написанный литератором Борисом Красногорским в соавторстве с известным российским астрономом Даниилом Святским, прославившимся еще и как историк науки. Этот роман, ныне забытый, во многом предопределил образы Венеры и сюжетные ходы, которые использовались на протяжении полувека в советской фантастической прозе. Уже в этом романе можно встретить непроходимые доисторические леса, гигантских насекомых и давно вымерших на Земле чудовищ. Уже в этом романе межпланетные путешественники сталкиваются с катастрофическими бурями и небывалой вулканической активностью на юной планете. Уже в этом романе земляне открывают на Венере залежи полезных ископаемых, превосходящие всё известное. Мотивы «Островов» можно обнаружить практически во всех главных «венерианских» романах советской эпохи: в «Прыжке в ничто» Александра Беляева (1933) и в «Аргонавтах Вселенной» Владимира Владко (1939), в «Звезде утренней» (1957) Константина Волкова и в «На оранжевой планете» Леонида Оношко (1959), в «Стране Багровых туч» братьев Стругацких (1959) и во «Внуках Марса» Александра Казанцева (1962).
Отражение венерианки («Планета бурь», 1961)
Понятно, что сложившийся стереотип почти без изменений был перенесен в фантастический кинематограф.
Фильмы о Венере появились сравнительно поздно — с наступлением космической эры, отсчет которой принято вести с запуска первого спутника 4 октября 1957 года. Лунная тема к тому моменту была уже почти исчерпана, в силу входила тема Марса — многогранная, как и сам Марс. На этом фоне венерианские фильмы вполне могли затеряться, ведь кинематографистам, как оказалось, тоже интереснее снимать о будущем, чем о прошлом.
Постер анимэ-фильма «Венерианские войны» (1989)
В 1958 году на экраны вышел фильм американского режиссера Эдварда Бенса «Королева космоса». Эта кинолента является стандартным образчиком особого поджанра, возникшего в период первого «космического» бума в Голливуде. В этом поджанре, объединившем такие фильмы как «Абботт и Костелло отправляются на Марс» (1953), «Женщина-кошка с Луны» (1953), «Горячие девчонки из космоса» (1956) и «Ракета на Луну» (1959), воплощалась самая горячая сексуальная фантазия кинозрителей мужского пола: попав на другую планету, отважные астронавты встречали сообщество прекрасных девственниц, ничего не подозревающих об интимных отношениях полов, а потому легкодоступных. Безыскусная «Королева космоса» ничего не добавляла к этому поджанру, отличаясь от предшествующих фильмов только тем, что действие происходит не на Луне или Марсе, а на Венере.
На эту планету астронавты попадают волею несчастного случая — вообще-то они везли ученых на космическую станцию, но та оказалась разрушена загадочным излучением. Спасаясь от него, астронавты запускают двигатели на полную катушку и терпят крушение на Венере. Там они попадают в полон к амазонкам, которыми руководит прекрасная и коварная королева Иллана. Она заключает мужчин в тюрьму, но на помощь землянам приходят представительницы движения сопротивления.
Постер анимэ-сериала «Ковбой Бебоп» (1998)
Критики уничтожили «Королеву космоса» сразу после премьеры. И было за что. Из всех фильмов, посвященных близким контактам астронавтов с амазонками, этот казался самым глупым и шовинистическим. Действо происходит среди дешевых и откровенно картонных декораций; художники даже не соизволили определиться с конструкцией космического корабля — она меняется на протяжении фильма. А что касается антифеминистической направленности, то в «Королеве» можно услышать перлы типа: «Женщины никогда не сумели бы придумать что-нибудь, похожее на это лучевое ружье! Но если бы и сумели, то точно не знали бы, как его держать и нацеливать!»
Совсем другие темы обсуждаются в фильме «Безмолвная звезда», созданном немецкими и польскими кинематографистам по сюжету первого фантастического романа Станислава Лема «Астронавты» (1951).
Лем писал этот роман под очевидным влиянием советской фантастики сталинского периода. В конце сороковых в СССР стала входить в моду палеокосмонавтика — Иван Ефремов, Феликс Зигель и Александр Казанцев выдвинули на обсуждение общественности гипотезу о том, что в космосе существуют цивилизации, более древние, чем земная, и они, вполне возможно, могли посещать нашу планету в незапамятные времена, когда люди были еще дикарями и не смогли оценить величие момента.
В 1946 году Казанцев опубликовал рассказ-гипотезу «Взрыв», в котором заявил, что Тунгусский метеорит, взорвавшийся над тайгой 30 июня 1908 года, был космическим кораблем инопланетян. В рассказе «Гость из космоса» (1951) он развил эту идею, доказывая, что, скорее всего, корабль создали марсиане, но прилетел он с Венеры — дата Тунгусского взрыва совпадает с датой прилета корабля, идущего по оптимальной траектории Венера-Земля. Видимо, пишет Казанцев, что-то понадобилась марсианам на второй, молодой и горячей, планете Солнечной системы.
Космический корабль «Пегас» на венерианской орбите («BBC: Космическая одиссея. Путешествие по планетам», 2004)
Российский космонавт Иван Григорьев на Венере («BBC: Космическая одиссея. Путешествие по планетам», 2004)
Лем использовал идею в романе «Астронавты», упомянув и Казанцева, но называя его при этом: «один молодой советский ученый». В развитие темы Лем предположил, что на Венере существовала цивилизация, которая стремилась захватить Землю, но погибла, не справившись с мощью собственного оружия. Изучение землянами мрачных руин, оставшихся после глобальной войны венериан друг с другом, и составляет сюжет романа.
Фильм «Безмолвная звезда», снятый Куртом Метцигом и выпущенный на экраны в 1959 году, не сильно отклоняется от этого сюжета. Международный экипаж из восьми ученых на корабле «Космократор I» отправляется на Венеру и высаживается на окраине разрушенного города. Разведка сопряжена с большими опасностями; из-за неосторожности погибают три члена экспедиции.
Фильм сделан грамотно, на хорошем техническом уровне. Поскольку снимался он в период больших ожиданий, связанных с космонавтикой, работники киностудии «ДЕФА» постарались придать своему детищу некую монументальность. «Этот фильм, — как выразился режиссер Метциг в интервью журналу «ГДР», — приоткрывает завесу в завтрашний день». Космический корабль, его оснастка, все автоматы и роботы, вплоть до танкетки «Омега» с ее «электронной памятью», были не просто продуктом фантазии, но разрабатывались согласно тогдашним представлениям о перспективах развития техники.
Планета бурь
Путаница с марсианами, которые почему-то прилетели не с Марса, а с Венеры, побудила Александра Казанцева снабдить свою теорию дополнительными гипотезами. Их он озвучил в романе «Внуки Марса» (1962). В нем земляне летят на Венеру и, помимо различных доисторических тварей и пещерных людей, находят следы великой цивилизации, которая, по убеждению одного из членов межпланетной экспедиции, прилетели с гибнущего Марса, чтобы найти здесь новую родину.
Спускаемый аппарат «Орфей» на Венере («BBC: Космическая одиссея. Путешествие по планетам», 2004)
По мотивам романа Казанцева был снят один из самых значительных фильмов в истории мировой кинофантастики.
Ленинградский режиссер Павел Клушанцев, уже получивший известность благодаря научно-популярному фильму с элементами фантастики «Дорога к звездам» (1957), решился на постановку игрового фантастического фильма о полете на Луну. В 1959 году Клушанцев подал заявку, проект был утвержден и поставлен в план «Леннаучфильма». Сценарий было предложено написать Александру Казанцеву и профессиональному сценаристу Михаилу Витухновскому, однако результат не удовлетворил режиссера. Сценаристы со скандалом вышли из проекта. Доведенный до нервного срыва Клушанцев все-таки уговорил Казанцева вернуться и переделать сценарий. Теперь в основу был положен роман «Внуки Марса», который на тот момент был еще в рукописи и считался частью более масштабного замысла — эпопеи под названием «Планета бурь».
Иван Григорьев осматривает «Венеру-14» («BBC: Космическая одиссея. Путешествие по планетам», 2004)
Фильм «Планета бурь» появился на экранах в 1961 году. Выход киноленты удачно совпал с полетом Юрия Гагарина, что сделало новую работу Клушанцева хитом сезона. Полет советской экспедиции из трех космических кораблей, высадка на бурлящую жизнью Венеру, схватки с динозаврами и плотоядной флорой, робот Джон, спасающий космонавтов в самый критический момент, таинственная и прекрасная венерианка — всё это завораживало зрителя, не оставляя места скептицизму или скуке.
Клушанцев в очередной раз подтвердил свой статус ведущего мастера по визуальным эффектам, создав картину, которая превосходила по видеоряду лучшие образчики голливудских фантастических фильмов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что «Планета бурь» была немедленно закуплена для проката в 28 странах и имела колоссальный успех в США.
Прагматичные американцы быстро сообразили, как извлечь из популярной советской киноленты максимум прибыли. В 1965 году, когда шумиха вокруг «Планеты бурь» улеглась, малоизвестный режиссер Куртис Харрингтон выпустил фильм «Путешествие на доисторическую планету», просто переозвучив ленту Клушанцева и сделав за счет этого американцев главными участниками экспедиции. Примечательный поворот сюжета: в результате посещения Венеры астронавты узнают, что на «доисторической» планете обитала развитая гуманоидная цивилизация, сгоревшая в пламени атомной войны!
Еще через три года свою версию «Планеты бурь» выпустил Питер Богданович, много позже прославившийся комедийным фильмом «Маска». А в 1968 году он просто взял ленту Клушанцева и сделал из нее фантастический боевик «Путешествие на планету доисторических женщин». Эта версия больше похожа на эротическую «Королеву космоса» — американские астронавты терпят крушение на Венере, убивают особо надоедливых динозавров, после чего выясняется, что динозавры эти — священные животные местных амазонок, которые в ответ начинают страшно мстить.
Завершая рассказ о необычайной судьбе «Планеты бурь», нельзя не отметить, что во многих российских обзорах встречается утверждение, будто бы и культовый режиссер Фрэнсис Коппола по молодости баловался пересъемками фильма Клушанцева. Это ошибка. На самом деле фильм Копполы «Битва над Солнцем» был основан на другом советском фильме — «Небо зовет» (1959), который был посвящен полету на Марс.
Что касается темы доисторических женщин и динозавров, то ее независимо от Клушанцева и его эпигонов развивали британские кинематографисты, снявшие в 1962 году двухчасовой сериал из семи эпизодов под названием «Хозяева Венеры». В этой детской постановке, рассчитанной на утренние субботние показы в киноклубах, рассказывалось о том, как двое подростков улетают в космос на построенной отцом ракете, попадают на Венеру и обнаруживают там последний город атлантов. Поскольку фильмы для субботних показов никто специально не копировал и не хранил, достать нынче «Мастеров Венеры» практически невозможно. А вот фильм Клушанцева оцифрован и доступен современному зрителю.
Сестра Земли
Интерес к Венере, весьма незначительный, сошел на нет сразу после того, как спускаемый аппарат советской автоматической станции «Венера-7» достиг в декабре 1970 года поверхности «утренней звезды» и сообщил, что там царят необыкновенно суровые условия: давление достигает 90 атмосфер, температура — до +500?С, в облачном покрове — очень много углекислого газа и мало кислорода. Больше того, даже пресловутых багровых туч там нет, поверхность планеты сокрыта под многокилометровым одеялом ядовитого тумана. Собственно, ученые подозревали об этом с начала шестидесятых, но прямое подтверждение их теоретических выкладок произвело ошеломляющее впечатление: тема изучения и освоения Венеры на долгое время ушла из фантастики.
Вернулась она, благодаря японской мультипликации «анимэ». Большинство сериалов, снимаемых мультипликаторами Страны восходящего солнца, посвящены отдаленному будущему. Резонно предположить, что когда-нибудь человеческая цивилизация достигнет такого величия, что люди научатся видоизменять (терраформировать) планеты Солнечной системы, создавая на них подходящие для жизни условия.
Первый фильм в этом ряду появился в 1989 году — режиссер Ёшиказу Яшико назвал свое ленту многообещающе: «Венерианские войны».
В 2003 году Венера столкнулась с огромным ледяным астероидом, что привело к кардинальному изменению климата на этой перегретой планете. В 2089 году земляне заселяют два новообразовавшихся материка — Иштар и Афродиту, между которыми начинается война. С Земли на Венеру прибывает журналистка, которая волей судьбы примыкает к группе лихих инсургентов, борющихся за независимость оккупированной Афродиты.
В американском мультипликационном сериале «Экзоотряд» середины 1990-х годов, сделанном в духе «анимэ» и как ответ на возросшую популярность «анимэ», показана Солнечная система далекого будущего, в которой земляне, расширив свои возможности за счет высокотехнологичных экзоскелетов, терраформировали Венеру и Марс. Люди живут в овеществленной утопии, расширив границы обитаемого мира до самых дальних планет, но в начале XXII века начинается бунт неосапиенс — искусственных существ, выведенных для работы на космическом фронтире. Вождь неосапиенсов Фаэтон, воспользовавшись тем, что военный экзофлот землян проводил антипиратский рейд, захватил Землю. Венера в описываемый период представляет собой сельскохозяйственную планету, и армии Фаэтона не составляет большого труда покорить ее. Разумеется, люди не могут терпеть тирании неосапиенсов и бодро организуют экзопартизанское движение.
Венера в будущем («Азирис Нуна», 2006)
В 1998 году японский режиссер Шинихиро Ватанабе выпустил мультипликационный сериал «Ковбой Бибоп». Действие новой героической саги разворачивается в 2071 году; по Солнечной системе путешествует корабль «охотников за премиальными» «Бибоп» — в разных эпизодах «охотники» попадают в разные переделки и, разумеется, с честью выходят из них. Сериал пользовался успехом (в топ-списке «Лучший мультипликационный сериал всех времен», составленном по опросам поклонников анимэ, он занял 8-е место), его неоднократно транслировали по телевидению, сняли полнометражный фильм с участием полюбившихся персонажей и даже сделали несколько компьютерных игр по мотивам.
К 2071 году, утверждают создатели сериала, Луна разрушится в результате выхода из-под контроля системы гиперкосмических порталов. Ее обломки рухнут на Землю, похоронив старую цивилизацию. Уцелевшие люди расселятся по планетам, построив колонии на Венере, Марсе и спутниках планет-гигантов. Венеру терраформируют с помощью гигантских деревьев, плавающих в высших слоях ее атмосферы. Однако споры этих растений вызывают неизлечимую болезнь, которая может привести к слепоте или смерти. Заразившийся должен остаться на Венере навсегда, поэтому за «утренней звездой» закрепилась репутация планеты неудачников.
Другой вариант освоения негостеприимного мира предложили популярнейшие российские фантасты Юлий Буркин и Сергей Лукьяненко в повести «Сегодня, мама!» (1997), которую в 2006 году экранизировал под названием «Азирис Нуна» режиссер Олег Компасов. В фильме, к сожалению, об этом ничего не сказано, но в повести подробно разъяснено, что в том будущем, куда хроноскаф заносит двух московских школьников (по датировке фильма, в 2506 году), Венера заселена сфинксами — особой породой кошко-людей, выведенной для освоения этой планеты, но быстро вставших на путь борьбы за независимость и выгнавших землян из своего мира. Тут стоит заметить, что сфинкс Шидла — один из наиболее ярких персонажей как в повести, так и в фильме. Уже только ради удовольствия знакомства с ним стоит прочитать первое и посмотреть второе.
Однако приключениями на терраформированной Венере современная кинофантастика не ограничивается.
Например, в 1994 году вышел драматический фильм Артура Зайдельмана «Ловушка в космосе», снятый по мотивам рассказа Артура Кларка и повествующей о том, как на грузовом корабле, идущем рейсом на Венеру, происходит катастрофа, и кислорода остается только на троих из шести членов экипажа.
А в 2004 году британский концерн «Би-Би-Си» выпустил познавательный научно-фантастический фильм Джо Эхёрна «Космическая одиссея. Путешествие по планетам», который в нашем видеопрокате фигурировал под названием «Прогулки с космонавтами». Вся фабула сводится к перипетиям продолжительного полета космического корабля «Пегас» по Солнечной системе — с околоземной орбиты до Плутона. Довольно сильное впечатление производит самый первый эпизод, когда Иван Григорьев, второй пилот и бортинженер, на спускаемом корабле «Орфей» высаживается на раскаленную поверхность Венеры, чтобы осмотреть советский аппарат «Венера-14», «пропавший без вести» в 1982 году (на самом деле этот аппарат не только успешно сел, но и передал на Землю прекрасные цветные снимки окружающего ландшафта). Оранжевый плавящийся мир без четких контуров с очень близким горизонтом особенно удался британским телевизионщикам...
Венере безусловно никогда не стать такой же Меккой для фантастов, какой стал Марс. Однако я верю, что до тех пор, пока белая утренняя звезда светит нам с небосклона, человеческое воображение будет создавать новые сюжеты, связанные с ней, и мужественный межпланетчик снова наденет скафандр, чтобы ступить на каменистую обожженную поверхность «сестры Земли»...
Корабль Шидлы стартует в космос («Азирис Нуна», 2006)
Венерианская фильмография:
1954 год - Strange from Venus
1958 год — «Королева космоса» («Queen of Outer Space», США)
1959 год — «Безмолвная звезда» («Der schweigende Stern», ГДР-Польша)
1961 год — «Планета бурь» (СССР)
1962 год — «Хозяева Венеры» («Masters of Venus», Великобритания)
1965 год — «Путешествие на доисторическую планету» («Voyage to the Prehistoric Planet», США)
1968 год — «Путешествие на планету доисторических женщин» («Voyage to the Planet of Prehistoric Women», США)
1994 год — «Ловушка в космосе» («Trapped in Space», США)
2006 год — «Азирис Нуна» (Россия)
 
Quick Reply

Name:

            
Heads necessary to send messages to enable JavaScript
Display posts:    
Reply to topic

Current time is: 21-Oct 09:05

All times are UTC + 3



You cannot post new topics in this forum
You can reply to topics in this forum
You cannot edit your posts in this forum
You cannot delete your posts in this forum
You cannot vote in polls in this forum
You cannot attach files in this forum
You cannot download files in this forum